Необычайно активная, если не сказать агрессивная, дискуссия вокруг статьи Л.С. Клейна, направленной на защиту археологического наследия от бездумного «кладоискательства» и выдержанной при этом в духе академической полемики, идеально иллюстрирует моральные и культурные установки противостоящих сторон. Однако, к сожалению, есть один аспект, в котором участники обсуждения сходятся: это почти полное незнание общепризнанных основ международного права и правового регулирования зарубежных стран в сфере культурного наследия. Туманное представление они имеют и об истории появления и модификации ныне действующего специального федерального закона и смежных нормативных актов.
Далее подробно по теме… За наводку спасибо marina-klimkova.
Свое мнение по поводу чорных копателей я уже высказывал неоднократно здесь и здесь. Если, по их мнению, государство не в состоянии сохранить свое археологическое наследие, а время и людская деятельность приводит лишь к его утрате или уничтожению, то выкапывая из-под земли эти редкости и расхищая гробницы, они не спасают это наследие. Как налогоплатильщик и гражданин РФ скажу, что такие права им не делегировал. Право собственности на вырытое и «прихваченное» они не имеют ровно никакого. Это чистой воды воровство, варварство и самозванство (не путать с тем, что случайно найдено в огороде, в высохшем русле реки, после паводка и т.п.). А притупление понимания того факта, что дело здесь нечисто, вызвано всеобщей неразберихой предыдущих лет и слабостью государственной власти, непроработанностью законодательства, либо недостаточностью его исполнения. В качестве искренности своих намерений, прошу тамбовских чорных копателей сдать найденные вещи в музей. Конечно, порушенного культурного слоя в месте их раскопок уже не вернешь, но хотя бы этот акт доброй воли мог бы свидетельствовать об их изначальных добрых намерениях. В ином случае… вышеприведенные слова остаются в своей силе — это воровство, варварство и самозванство. О краеведческих музеях и об их отношении к наследию будет отдельный разговор и отдельная тема. Но в любом случае, чорные копатели по сию пору остаются чорными, действующими вне закона и несущие по этому поводу полную административную ответственность.
многие из них считают себя продолжателями дела Шлимана, который по сути тоже «чорный», но кое что полезное для общества совершил… как считаешь?
Я думаю, что они себя только тешат этим сравнением. Причем это сравнение некорректно ни по времени, ни по сути. Шлиман не может называться «чорным», потому как тогда и «белая» археология не была так четко определена, как сейчас. И, кстати, а где ныне хранятся находки Шлимана? Вот интересная история с кладом Приама. И еще вопрос. Если бы не Шлиман раскопал Трою, а спустя годы позже него ее обнаружили современные археологи, мы бы о Трое знали больше или меньше? Тут дискутировать можно до бесконечности. Но есть современное законодательство РФ, которое Шлиман не нарушал ) а копатели — нарушают.
да уж… скажу только, что среди законотворцев и тех, кто стремится ими стать, частенько встречаются «любители старины»…
О.. кого там среди них только не встречается ;)
Ссылка в тему http://kladru.ru/viewtopic.php?f=142&t=316