Мэтью (Матфей) Нейми: Масонство в истории православия в Америке

Перевод статьи американского историка Мэтью (Матфея) Нейми: Matthew Namee. Freemasonry in American Orthodox history (http://orthodoxhistory.org/2012/11/20/freemasonry-in-american-orthodox-history/).

Православие и масонство

Мэтью (Матфей) Нейми
Масонство в истории православия в Америке

Было время, когда для американцев являлось нормой состоять членами братских организаций. Особенно привлекательным это было для новых иммигрантов, которые хотели быть интегрированы в американское общество и добиться определенных успехов в бизнесе. И в ту эпоху братское членство было самым лучшим и быстрым путем к достижению обеих целей. Иммигранты присоединялись к «Клубу деловых людей» («The Rotary Club»), «Львам» («The Lions»), «Лосям» («The Elks»), «Странным товарищам» («The Odd Fellows»), «Рыцарям Колумба» («The Knights of Columbus») и множеству других. Но самое известное – и печально известное – из всех них было Масонство (Freemasonry). Несчетное число людей в истории православия в Америке, в том числе и священники, и епископы, были масонами. И это несмотря на то, что членство в тайных обществах повсеместно рассматривается как несовместимое с православием.

Для создания некоторого фона, давайте сначала рассмотрим соответствующие каноны. Я не являюсь опытным канонистом и не являюсь специалистом по Восточной Римской Империи (или Византии). Но, насколько я могу судить, основные каноны – это канон 18 Халкидонского Собора и канон 34 Трулльского Собора. Давайте возьмем для начала текст первого:

18. Составление или соумышление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбранять в Церкви Божией, дабы сего не было. Если некие из клира, или монашествующие, окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строющими ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут низвержены со своей степени.

Трулльский канон называют простым обновлением 18 Халкидонского канона:
34. Понеже священное правило (4 Всел.Собора прав. 18) ясно возвещает и сие, что преступление соумышления, или составления скопища, и внешними законами совершенно воспрещено: много же паче надлежит воспретить, да не бывает сие в Церкви Божией: то и мы тщимся соблюдать, да, если некие клирики, или монахи усмотрены будут вступающими в соумышления, или скопища, или строющими ковы епископам, или соклирикам, совсем да низвергаются со своей степени.

На первый взгляд эти каноны кажутся направленными на запрещение священнослужителей за заговоры против других священнослужителей. Я не думаю, что епископы, которые составляли эти каноны, имели ввиду группы, подобные масонам. Это не означает, что Масонство приемлемо в Православии, но я считаю, что для них нет явного запрета в древних канонах. Если кто-нибудь знает другие соответствующие данному случаю каноны, дайте мне знать, потому что, как я говорил ранее, я определенно не являюсь экспертом в этом материале.

Масонство и другие тайные общества были чрезвычайно распространены в России, Греции и других традиционно православных странах в XIX веке. Мелетий Метаксакис – архиепископ Афин, который основал греческую Архиепископию и позже стал Вселенским Патриархом – был масоном. Масоном же был архиепископ Афинагор Спиру*, который возглавлял греческую Архиепископию в течение двух десятилетий и затем стал весьма влиятельным Вселенским Патриархом. Также митрополит Антоний Башир**, многолетний глава Антиохийской Архиепископии в Нью-Йорке. И это лишь трое из самых значительных имен, и многие другие православные епископы были масонами в XX веке. (В случаях Афинагора и Башира, я говорил с людьми, которые их знали, и было общеизвестно, что они масоны. Но я должен признаться, что у нас нет веских доказательств, чтобы подтвердить этот факт. К сожалению, кроме устных слов иных доказательств трудно собрать в такого рода вещах).

В 1917 году отец Ингрэм Натаниэль Ирвин решительно выступал против посвящения Евфимия Офейша епископом для сирийцев. Одним из основных утверждений Ирвина было то, что Офейш – масон. Я процитирую объемное письмо Ирвина, потому что оно напрямую относится к теме, означенной в заголовке. Письмо, датированное 2 мая 1917 года, было написано в Северо-американскую духовную консисторию и хранится в деле Ирвина в архивах OCA (Православной Церкви Америки). Все выделения и опечатки принадлежат Ирвину.

Раскол может быть уврачеван, но освящение какой-то иной группы для епископата – никогда. Кем является кандидат в Сирийские викарии? Масоном. Может быть сказано, что он отказался от Масонства. И хотя я сомневаюсь в этом, но тогда дело обстоит еще ужаснее, чем если бы он упорно продолжал быть активным членом. И почему?

Во-первых: Потому что выходом из активных членов ради шанса стать епископом он должен лишиться уважения как Масонского Ордена, так и верных Православных Христиан.

Во-вторых, есть такой старый и хорошо проверенный факт: «Бывших масонов не бывает». Незнание пароля из-за проступка члена и т.д. в данный период времени не препятствует перспективе того, что незнание пройдет и знание будет дано в определенный момент.

История масонства – это кошмар для христианства на Западе. Простите за использование моего личного опыта. Практическое знание обо всем этом лучше всего.
[Ирвин переходит к обсуждению своего собственного негативного опыта, связанного с масонским епископом Епископальной церкви].

Масонство, на сегодняшний день, – это смесь ложного христианства, агностицизма, язычества, атеизма [sic], иудаизма и, в очень многих случаях, безнравственности. Я внимательно изучал его в течение более пятидесяти лет. [sic] Благородство далекого прошлого, когда еще были благородные люди, давно его покинуло. Оно было осуждено государством и Церковью за свое закулисное влияние и коррупционную практику.

Если епископ Церкви – масон, тогда каждому священнику уж лучше быть масоном в его епархии, ибо в противном случае может случиться так, что еврей, неверующий, атеист или недавний владелец питейной или управляющий притона как член ордена будет иметь больше влияния как масон при масонском епископе, чем священник, масоном не являющийся.

Один из вопросов, заданный мне, когда я был кандидатом в священство в Русской Православной Церкви, был «Являетесь ли вы масоном?» Мой ответ был «Нет». Мы изменились? Наши условия теперь другие?
Итак, если Епископат – одно целое, то любой член его воздействует на всех. И если Церковь – это одно целое, то любой член Ее может чувствовать себя соучастником [sic], если посчитает, что член чуждой и вредной организации допускается до высокого и сакрального служения в церкви Бога Вседержителя.

Православная Церковь завоевала доверие и любовь здравомыслящих людей. Давайте не будем омрачать ее знамени теперь, вставив среди заголовков надпись «Масоны». Рим удивляется нашему успеху и православной соборности. Давайте не дадим им возможность сказать, что мы деградировали до рационализма и мошенничества. Прежде всего давайте защитим епископат от того, что мирское и земное.

Таким образом, если все другие молчат, я один, как верный священник Русско-Греческой Святой Православной Кафолической Церкви, самым решительным образом протестую против приема архимандрита Офейша или любого другого масона в епископат.

И если он допускается, или другой какой масон, даже под страхом церковного наказания я никогда не признаю его в качестве епископа. Я не могу служить одновременно Богу и мамоне из епископата. Масоны как миряне могут быть грешниками, но как епископы, они лицемеры и порождения обстоятельств.

Несмотря на компанию Ирвина против Офейша, он был рукоположен в сан епископа. И его карьера, конечно, плохо кончилась – он показал неустойчивое поведение и окончил женитьбой на юной девушке в 1933 году – но я не думаю, что все это было связано с его статусом масона*.

Осуждали ли какие Православные Церкви Масонство официально? Да, осуждали. Русская Православная церковь заграницей (РПЦЗ) осудила его в 1932 году. Церковь Греции последовала за ними на следующий год, выдав довольно длинное заявление. Священный Синод Греции назначил комиссию из четырех епископов для изучения масонства, и 12 октября 1933 года комиссия представила свои предварительные выводы. Священный Синод также заслушал отчеты от Богословского факультета Афинского университета. После этого Синод единогласно принял несколько выводов.
1. Масонство – это не просто благотворительный союз или философская школа, но оно представляет собой систему, которая напоминает нам о древних языческих мистериях религий и культов, из которых масонство исходит и чьим продолжением и регенерацией является.
2. Связью между Масонством и древними языческими мистериями является также и то, что принято и выполняется обычно на посвящениях.
3. Таким образом, Масонство – это неизбежно мистическая религия, отличная, отдельная и чуждая христианской вере.
4. Правда то, что первоначально может показаться, что масонство может уживаться с любой другой религией, так как оно не интересуется напрямую религией, к которой его посвященные принадлежат. Это, однако, объясняется его синкретическим характером и доказывает, что в этом пункте также является потомком и продолжением древних языческих мистерий, которые допускали для посвященных почитание всех богов. […] Это означает, что посвящением в масоны христианин становится братом мусульманину, буддисту или какому-либо рационалисту. Тогда как пока христианин не посвящен в масоны, они ему вполне чужие.
5. С другой стороны, Масонство […] проявляет себя в том смысле, что находится в резком противоречии с христианской религией.
6. Таким образом, наличие несовместимых противоречий между христианством и Масонством – совершенно очевидно. Православная кафолическая церковь, поддерживая в своей целостности сокровище христианской веры, восстает против него каждый раз, когда поднимается вопрос о Масонстве. Недавно Межправославная комиссия, которая собиралась на Горе Афон и в которой принимали участие представители всех Автокефальных православных церквей, охарактеризовала Масонство как «ложную и антихристианскую систему»**.

Я в усеченной форме изложил все эти заключения, нажмите на ссылку выше, чтобы прочитать заявление полностью. Священный Синод Греции заключил:
Масонство совершенно не может быть совместимо с христианством, настолько это тайная организация, действующая и учащая в секрете и боготворящая рационализм. Масонство принимает в качестве членов не только христиан, но и иудеев, и мусульман. Следовательно, священнослужителю не может быть разрешено принимать участие в этой ассоциации. Мы считаем достойным понижения в чине каждого священника, поступающего так. Необходимо призвать всех, кто вошел туда без должного размышления и без исследования того, что есть масонство, разорвать все связи с ним, ибо Христианство есть единственная религия, которая учит абсолютной истине и удовлетворяет религиозные и духовные потребности людей. Единогласно и единодушно все епископы Греции одобрили то, что было сказано, и мы заявляем, что все верные чада Церкви должны держаться в стороне от Масонства.

Это заявление особенно примечательно, учитывая широкое распространение масонства в Греции и его роль в греческой Революции в начале века. Греческая церковь не имела и не имеет американской юрисдикции, но в 1949 году Священный Синод Русской митрополии в Америке (сегодня ОСА – Orthodox Church in America – Православная Церковь Америки) официально утвердила заявление греческой Церкви. В 1960 году Синод Митрополии это подтвердил (нажмите здесь, чтобы прочитать подтверждение 1960 года).

Насколько я знаю, эти три организации – РПЦЗ, Церковь Греции и Русская митрополия (ПЦА) – только и есть те православные Церкви, которые официально осудили Масонство. Нельзя сказать, что оно приемлемо среди других православных Церквей, но это очень деликатный вопрос, если учитывать, сколько православных людей были масонами в течение прошлого столетия.

Все это – только начало. В Интернете довольно много материалов о Православии и Масонстве, но неудивительно, что большинство из них фокусируется на осуждении Масонства, а не говорит о его истории. Если у кого-то есть более подробная информация по исторической стороне дела, пожалуйста, дайте мне знать.

———————

*Афинагор (Аристоклис Спиру) (1886-1972), архиепископ, с 1948 г. – патриарх Константинопольский (Вселенский). В 1910 г. окончил Халкинскую богословскую школу, там же принял монашеский сан, затем назначен в Дияркослук секретарем епископа монастырской митрополии (Палагониас). В 1919 г. перемещен в Грецию и в течение 4 лет был секретарем Священного Синода Афинской архиепископии. В 1922 г. посвящен в сан епископа и направлен на о. Корфу. В 1931 г. получил назначение в США в качестве архиепископа Нью-Йоркского, экзарха Константинопольского патриарха в Северной и Южной Америке. В 1938 г. принял американское гражданство. В ноябре 1948 г. избран патриархом Константинопольским. Интронизация состоялась 27 января 1949 г. Стремился распространить свое влияние на все православные диаспоры. В 1952 году объявил о созыве «Всеправославного Великого и Святого собора». Первое предсоборное совещание состоялось по инициативе патриарха Афиногора в 1961 году на о. Родос, последующие совещания происходили до 1990-х годов.

** Антоний (Башир) (1898-1966), архиепископ Нью-Йоркский и Североамериканский Антиохийского Патриархата. Хиротонисан во епископа 19 апреля 1936 г. в Никольском кафедральном соборе в Бруклине. Понимая необходимость объединения всех православных юрисдикций на Американском континенте в единую Американскую Православную Церковь, архиепископ Антоний предпринял перевод православного богослужения на английский язык. В 1942 г. был одним из создателей Федерации православных юрисдикций в Америке, которая в 1960 г. была преобразована в Конференцию православных епископов в Америке (SCOBA).

*** Евфимий (Абдулла Офейш) (1880-1917), бывший архиепископ. По национальности сироараб. В 1917 г. вопреки обвинениям в масонстве был рукоположен во епископа Питтсубргского. Хиротонию совершили архиепископ Алеутский и Северо-Американский Евдоким (Мещерский), епископы Питтсбургский Стефан (Дзюбай) и Канадский Александр (Немоловский). В 1923 г. возведен в сан архиепископа митрополитом Платоном (Рождественским). Проживал в США, с титулом архиепископа Бруклинского возглавлял сирийскую православную миссию. В 1925 г. состоял в обновленческом Синоде архиепископа Иоанна Кедровского. В 1927 г. выступил с инициативой преобразования подчиненных ему приходов в особую миссионерскую церковно-административную единицу, пребывающую в составе Северо-Американской епархии. На базе сиро-арабских общин провозгласил «Американскую Православную Католическую Церковь» (АПКЦ), что вызвало негативную реакцию у руководства Северо-Американской епархии. В 1929 г. выступил против митрополита Платона (Рождественского), утверждая, что после отъезда архиепископа Александра (Немоловского) из Америки имеют каноническую силу только те распоряжения по Северо-Американской епархии, которые исходят от него, как старшего викария епархии. В своих обращениях к архиереям, клирикам и мирянам Московского Патриархата, находящимся в Северной Америке подписывался как «первый викарий и старший архиерей в архиепископии Алеутских островов и Северной Америки». В 1933 г. вступил в гражданский брак с Мариамной Неми. По докладу временного экзарха Московской Патриархии в Америке архиепископа Вениамина (Федченкова) Священному Синоду Русской Православной Церкви был лишен священного сана и исключен из клира. Прещений не признал и продолжал служить самочинно для небольшой группы своих последователей.

**** В начале XX века под эгидой Константинопольской Церкви состоялось два межправославных форума – в 1923 году Межправославный конгресс в Константинополе и в 1930 году Межправославная подготовительная комиссия в Ватопедском монастыре на Афоне.

Подготовка к публикации Р.Ю Просветова. За перевод отдельное спасибо моей супруге О.А. Просветовой. И, конечно, благодарность Мэтью Нейми за разрешение опубликовать перевод на свою статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *