С большим недоверием отношусь я к нашим местным историкам. Нет, ни в коем случае не сомневаюсь в их обширных знаниях, методологическом профессионализме и глубочайшей работоспособности. Речь идет скорее о тональности, настроенности и субъективизме, которые в своей совокупности, порой, застят им глаза на совершенно очевидные, для меня даже принципиальные вещи. Не будем касаться весьма неоднозначных демографических и нравственно-бытовых характеристик жизни наших предков, которые рисует нам один из оплотов и грандов института истории в Тамбове. Сейчас болит в другом месте и по другому поводу.
Читаю изданные под редакцией (кстати, другого «гранда») профессора Л.Г. Протасова воспоминания тамбовского губернатора Н.П. Муратова. Удивляюсь. Как это тяжело, наверное, было любителю кадетов и академику Нью-Йоркской академии наук (было и такое) публиковать воспоминания ненавистника кадетов, ярого «столыпинца» и охранителя. Но ознакомившись с предисловием, сносками, обилием в немалом количестве мест, где «опущен текст, не относящийся к тамбовскому губернаторству Н.П. Муратова»* и, в конце-концов, с разделом «Приложения», понимаю, что «тяжесть» весьма и весьма облегчена. Приведу лишь один характерный эпизод в Предисловии к «Воспоминаниям»:
«Н.П. Муратов поставил себе целью повествования о победах сочетать с рассказами о поражениях, промахах и ошибках, эпизодах, в которых «досыта наелся бы грязи»*.
* Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1208. Фонд Клячко (Львова Л.М.). Оп. 1. Д. 26 (Воспоминания Н.П. Муратова). Л. 7.
Сравниваем с текстом воспоминаний самого Н.П. Муратова:
«Следовало бы, конечно, на смену повествованиям о победах рассказывать и о поражениях, и я это сделаю, как и раньше не скрывал своих промахов и ошибок, но сейчас большого эпизода, в котором я, как говорится, «досыта наелся бы грязи», на память не приходит, особенно если говорить, как я это делаю, о первых месяцах тамбовской жизни.
Муратов Н.П. Записки тамбовского губернатора. — Тамбов, 2007. — С. 59
Как говорится, почувствуйте разницу. Казалось бы, сказано почти.., но не одно и то же. Здесь тональность все-таки дала себя знать и прорвалась фальшивой ноткой. Доверия даже «авторитету», согласитесь, это не прибавляет.
Конечно, не умолчу и о своей субъективности. Муратов мне весьма и весьма симпатичен. Равно как и Луженовский (спасибо Ю. Мещерякову за его исследование о Марии Спиридоновой, которая Луженовского застрелила). Так что негласное политическое противостояние продолжается.
Отрывок из «Воспоминаний» Муратова разместил в «Читальне» сайта Тамбовской областной библиотеки.
Ниже привожу список изданий историко-краеведческой серии «Прошлое Тамбовского края», запланированных на 2008 год:
Н.П. Муратов «Воспоминания. 1890-1920 гг.»;
А.П. Остряков «Воспоминания. 1890-1920 гг.»;
В.М. Андреевский «Автобиографические воспоминания. 1858-1917 гг.»; (Кстати, из-за публикации этих воспоминаний на сайте Градъ Кирсанов у меня вышел скандал с ГАТО, после чего они запретили всем фотографировать документы в читальном зале, да и я туда больше ни ногой. Некрасивая была история).
П.И. Черменский «Избранные произведения»;
«Известия тамбовской ученой архивной комиссии. Избранное», 3 тома;
Т.А. Кротова Монография «Тамбовское крестьянство в период коллективизации (1929-1934 гг.)».
Все эти издания запланированы отделом архивной работы управления культуры и архивного дела Тамбовской области.
* 10 купюр. Хорошо хоть интереснейшую главу о заграничном путешествии не вырезали, явно содержащую «текст, не относящийся к тамбовскому губернаторству Н.П. Муратова».
Одна мысль про “О субъективизме историков”