В 98-м году, почти сразу по окончании университета, я уехал в монастырь на Сев. Кавказ. Пожил там чуток. Потом еще приезжал в 99-м году. Тогда мы, молодежь, все с последствиями «сергианства» боролись. Придерживались позиции митрополита, теперь уже прославленного Церковью священномученика Кирилла (Смирнова). Особо я почитал архиепископа Феодора (Поздеевского), прославленного в РПЦЗ. Исследовал период его служения в Тамбовской духовной семинарии ректором. Кто-то увлекался РПЦЗ, мне интересно было посмотреть на катакомбы. Тем более, что в Кирсанове и округе много было «непоминающих», о чем говорится и в книге «Кирсанов православный». Необходимо было прикоснуться, так сказать, к церковной истории XX века непосредственно. Да и душа требовала.
Попал я к «феодосиевцам» или «секачевцам». Сохранились у меня очень теплые воспоминания об отце Симеоне, с которым туда уехал (ныне он вроде как в МП), да и сам схимитр. Феодосий (Гуменников) произвел хорошее впечатление. А уж сколько там настоящих молитвенников встретил. И богослужебный круг, и ночные бдения. Впрочем, были там и «болящие» на голову и разные проходимцы. Тяжело, наверное, со всей этой паствой приходилось Феодосию. Но он их принимал по любви ко Христу. Куда им еще было деться? Сейчас, бывает, чего только не встретишь о «геннадиевцах», — такое же наименование по духовному отцу Феодосия, заштатному священнику Геннадию (Секачу), — в интернете. В основном, разные небылицы-несуразицы, вранье и грязь. Про Феодосия ничего плохого не скажу. Епифаний и Владимир мне не понравились. Хотя первый и звал к себе. Про остальных не знаю.
Естественно, как историк, получил о «ветви» некоторые представления, сведения, исторические документы и справки. Сканы и копии до сих пор на компьютере. Вкратце, молодые священнослужители с Западной Украины, после присоединения к СССР и вхождения в состав МП, были через какое-то время за духовное окормление верующих и создание вокруг себя монашеских общин отправлены за штат и уехали на Сев. Кавказ. Далее как обычно: аресты, отсидки, угрозы и ссылки, а затем нелегальное положение и катакомбы. Конечно, был и поиск иерархии.., чтобы служить. Далее, повышение иерархического статуса и собственный монастырь в глуши без электричества, с ночными богослужениями и «няньчаньем» разных приблудших «непоминающих». Кто-то потом активно спекулировал их именем. На самом же деле и схим. Геннадию, и схим. Феодосию нужно было лишь одно — оставьте нас в покое и дайте помолиться Богу.
Сам я, по большому счету, ничего плохого в том монастыре не видел. Пожалуй, увидел настоящий скитский монастырь. Разные были люди вокруг, конечно. Помню, на митрополичий собор приехал один иеромонах старенький из глуши. Удивительно было около него сидеть даже. От него просто веяло смирением. Поневоле тут вспомнишь рассказы митр. Вениамина о старцах. Помогал ему доедать обед, т.к. порцию он не осиливал съесть. Жил на пасеке один, в глуши.
Помню одного парня, который сбежал из военчасти от невыносимой дедовщины и месяц ходил пешком, опасаясь возвращаться домой. Ночевал там, где придется и где его приютят. Ел то, что дадут. Рад был буханке хлеба. Наконец, совсем измучился и уже думал идти сдаваться. И вот брел в глуши и услышал какое-то пение, похожее на церковное (как он мне рассказывал) и набрел на этот монастырь. Был крещеный, но даже не особо и верующий. Обычный парень. Его приютили. Отлеживался чуть ли не с месяц. Потом игуменья научила его читать Пслатырь. Сказала, что у нас тут монастырь и что нужно на службу ходить, молиться. Так он и втянулся. А потом принял постриг с именем Тихон. На телеграмму домой ему ответили, чтоб он и не возвращался. Не знаю где сейчас и какая его судьба?
Впрочем, сам я побыл послушником немного, испытал себя и понял, что для монастыря не готов. Ушел в мир и женился. В принципе, ни о чем сейчас и не жалею. Еще помнится, очень скучал по умственной работе, по книгам и письму. Там люди были все простые и работяги. Сами заготавливали дрова, сами сажали огороды. А я лентяй и для физического труда откровенно слабоват.
Вот, вдруг, что-то вспомнилось. Написал, конечно, не все. Но и не время мне еще мемуары писать. Кажется, от всего был в стороне, но все и всех как-то краешком застал и везде побывал. Ну, по-крайней мере, имею представление о церковной жизни в 80-х, 90-х, 2000-х, а теперь и 10-х годах. И о разных людях. В том числе, известных. С разных аспектов и разных сторон. Слава Богу за все! Авось, пригодится когда.