«Колесо истории невозможно повернуть вспять.
Наверное, так оно и есть.
Но тогда у истории кроме большого главного колеса
должны быть еще и маленькие колесики,
и эти-то маленькие колесики до поры до времени можно вертеть и туда, и сюда».
(к/ф «Конец света», 1962)
Открыв главу 3. «Агиография. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма» в книге Андрея Каравашкина «Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2011. Далее вольный пересказ избранных мест.
Сказка — один из жанров фольклора или литературы. Житие — жанр церковной литературы, в
Рукописная судьба «Повести…» исключительна: обнаружено свыше 350 списков произведения, что свидетельствует о ее колоссальной популярности. Либо, вновь добавим, свидетельствует о царском к ней расположении. Неопровержимым является факт официальной канонизации Петра и Февронии в 1547 году. В 1552 году на пути в Казань Иван IV Грозный молился у мощей этих святых. И в летописи особенно подчеркнуто, что в соборной церкви Рождества царь приходит к чудотворцам Петру и Февронии, «к сродником своим».
В «Повести…» ни Петр, ни Феврония не говорят о земной любви. Их брак не «плотский», а «духовный», строится на соблюдении евангельских заповедей и, соответственно, приобретает характер союза змееборца (тот же копейщик на монетах Ивана Грозного, ныне герб Москвы) и Премудрости. Причем этот мотив представлен в произведении не только аллегорически, но и буквально, исторически. Наделенная особой чистотой духовного ума, Феврония выступает орудием высшей воли, способствуя исправлению и спасению других людей. Премудрая — с одной стороны, с другой — обладающий земной властью и силой князь Петр, который, благодаря ей, приобретает смирение, благочестие, братолюбие и кротость.
Такое понимание самодержавной власти Ермолай-Еразм отстаивал и в своих поучениях, адресованных царю Ивану. Ярким примером могут служить «Главы о увещании утешителнем царем, аще хощеши и велмож», созданные в 50-е гг. XVI в. Это сочинение свидетельствует о том, что автор был осведомлен о домашних делах царя (о рождении и смерти его детей) и в то же время имел ввиду события недавнего похода на Казань в 1552 г.
Итак, князь Петр через Февронию приобщается к высшей мудрости («освящается женой»). Он, конечно, зависит от обстоятельств, но может направить личную волю на благие дела. В результате князь должен подчиниться высшему замыслу и признать ограниченность своих возможностей, недостаточную мудрость. Его главным подвигом становится смирение. Повесть прославляет не человека, а мудрость и всеведение Промысла. Далее Еромлай-Еразм воспроизводит в кратких, но емких характеристиках князя Петра тот урок, который со ссылками на пример страстотерпцев Бориса и Глеба преподан в «Главах», адресованных Ивану Грозному.
Иными словами (своими), «Повесть…» не столько о том, какой должна быть супружеская жизнь христиан, а о том, какой должна быть христианская власть и, собственно, властитель. Создана «Повесть…» в контексте царствования первого помазанного царя на Руси Ивана Грозного. В чем-то она обращена к нему и в чем-то им и благословлена. Но завет ее он выполнить не смог («освящение» первой супруги Анастасии ушло вместе с ней) , хотя и желал. Сегодня эта история к нам возвращается. В том или ином виде.
В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый государственный праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля — день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. И это тоже все не с проста.
Дмитрий Анатольевич, с днем рождения Вас ) Супруге поклон.
Памятник Ивану Грозному в Орле