Про образ Петра и Февронии или возвращение в сказку

«Колесо истории невозможно повернуть вспять.
Наверное, так оно и есть.
Но тогда у истории кроме большого главного колеса
должны быть еще и маленькие колесики,
и эти-то маленькие колесики до поры до времени можно вертеть и туда, и сюда».
(к/ф «Конец света», 1962)

Открыв главу 3. «Агиография. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма» в книге Андрея Каравашкина «Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2011. Далее вольный пересказ избранных мест.

Сказка — один из жанров фольклора или литературы. Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. «Повесть о Петре и Февронии», написанная в 40-е гг. XVI века псковским иеромонахом Ермолаем-Еразмом, состоит из фольклорных сюжетов, вплетенных в житийных рассказ о муромской святой двоице, князе и княгини (в иночестве Давида и Евфросиньи), которые не имеют строго документального приурочения к реальным историческим персонажам. В связи с этим историк В.О. Ключевский отмечал, что легенда о Муромском князе Петре «имеет значение только как памятник, ярко освещающий неразборчивость, с какою древнерусские книжники вводили в круг церковно-исторических преданий образы народного поэтического творчества». Другой же историк, уже церковный, митрополит Макарий (Булгаков) отмечал, что Еразм «собрал в своей повести с удивительною простотою и доверчивостию не столько известия о христианских или княжеских деяниях князя, сколько старинные легенды, с незапамятных времен созданные фантазиею народа по его древним верованиям и преданиям и только местно примененные к благоверному князю и его супруге». Свидетельство Ермолая-Еразма об устном источнике жития не говорит в пользу того, что он признает свой труд малодостоверным: «Да помянете же и мене прегрешнаго, списавшаго сие, елико слышах, неведыи, аще инии суть написали, ведуще выше мене». Агиограф поведал о том, что слышал, а то, что могли написать более осведомленные о жизни святых люди, ему осталось неизвестным. Но, добавим от себя, ведая, что слышал, Еразм прибавил в «Повести…» и многое, что сам думал.

Рукописная судьба «Повести…» исключительна: обнаружено свыше 350 списков произведения, что свидетельствует о ее колоссальной популярности. Либо, вновь добавим, свидетельствует о царском к ней расположении. Неопровержимым является факт официальной канонизации Петра и Февронии в 1547 году. В 1552 году на пути в Казань Иван IV Грозный молился у мощей этих святых. И в летописи особенно подчеркнуто, что в соборной церкви Рождества царь приходит к чудотворцам Петру и Февронии, «к сродником своим».

В «Повести…» ни Петр, ни Феврония не говорят о земной любви. Их брак не «плотский», а «духовный», строится на соблюдении евангельских заповедей и, соответственно, приобретает характер союза змееборца (тот же копейщик на монетах Ивана Грозного, ныне герб Москвы) и Премудрости. Причем этот мотив представлен в произведении не только аллегорически, но и буквально, исторически. Наделенная особой чистотой духовного ума, Феврония выступает орудием высшей воли, способствуя исправлению и спасению других людей. Премудрая — с одной стороны, с другой —  обладающий земной властью и силой князь Петр, который, благодаря ей, приобретает смирение, благочестие, братолюбие и кротость.

Такое понимание самодержавной власти Ермолай-Еразм отстаивал и в своих поучениях, адресованных царю Ивану. Ярким примером могут служить «Главы о увещании утешителнем царем, аще хощеши и велмож», созданные в 50-е гг. XVI в. Это сочинение свидетельствует о том, что автор был осведомлен о домашних делах царя (о рождении и смерти его детей) и в то же время имел ввиду события недавнего похода на Казань в 1552 г.

Итак, князь Петр через Февронию приобщается к высшей мудрости («освящается женой»). Он, конечно, зависит от обстоятельств, но может направить личную волю на благие дела. В результате князь должен подчиниться высшему замыслу и признать ограниченность своих возможностей, недостаточную мудрость. Его главным подвигом становится смирение. Повесть прославляет не человека, а мудрость и всеведение Промысла. Далее Еромлай-Еразм воспроизводит в кратких, но емких характеристиках князя Петра тот урок, который со ссылками на пример страстотерпцев Бориса и Глеба преподан в «Главах», адресованных Ивану Грозному.

Иными словами (своими), «Повесть…» не столько о том, какой должна быть супружеская жизнь христиан, а о том, какой должна быть христианская власть и, собственно, властитель. Создана «Повесть…» в контексте царствования первого помазанного царя на Руси Ивана Грозного. В чем-то она обращена к нему и в чем-то им и благословлена. Но завет ее он выполнить не смог («освящение» первой супруги Анастасии ушло вместе с ней) , хотя и желал. Сегодня эта история к нам возвращается. В том или ином виде.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый государственный праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля — день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. И это тоже все не с проста.

Дмитрий Анатольевич, с днем рождения Вас ) Супруге поклон.

 

Памятник св. Петру и Февронии в Тамбове
Памятник свв. Петру и Февронии в Тамбове

Памятник Ивану Грозному в Орле

Памятник Ивану Грозному в Орле

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *