Решил продублировать здесь материал, который разместил на tambovdoc.ru. Очень занятный газетно-архивный материал.
О содержании духовно-учебных заведений
«На Тамбовском епархиальном съезде горячие прения вызвал вопрос об обложении церквей сбором на содержание духовно-учебных заведений. По этому вопросу предсъездная комиссия внесла предложение освободить с 1 июля 1917 г. все церкви от взносов на содержание духовно-учебных заведений и обложить на этот предмет четырехпроцентным сбором основные капиталы монастырей, что даст от 150 до 160 тысяч рублей в год. В обсуждение этого предложения миряне внесли такую страстность, что шум и крики не смолкали в продолжение почти часа. В шуме и криках можно было разобрать одно: миряне имеют определенный наказ с мест освободить церкви от всяких налогов. Один мирянин по поводу сборов с церквей выразился так: «Платим-платим, а конца все не видно. Прямо провальная яма какая-то. Не давать больше!» Духовенству, представителям духовно-учебных заведений и членам финансовой комиссии долго пришлось убеждать мирян, приводя всякие мотивы, заплатить хотя бы недоимку с церквей. Указывалось, что в духовно-учебных заведениях воспитываются дети не одних духовных лиц, но и из других сословий, что прекращение взносов с церквей, если это осуществить сразу, не подготовив другие источники, может повести к закрытию духовно-учебных заведений, приводился целый ряд других резонов; духовенство умоляло мирян дать средства в последний раз, но в ответ слышало одно: «Не дадим! Довольно! Будет!». Несколько смягчило настроение мирян лишь разъяснение о том, что взносы за первую половину текущего года сделали многие церкви и недоимка числится, главным образом, за городскими церквами. В конце концов при баллотировке вопроса решено: церкви должны уплатить сбор на духовно-учебные заведения только за первую половину 1917 г. с недоимкой прежних лет, со второй же половины, т.е. с 1 июля, обложение церквей на указанную надобность прекращается».
Всеророссийский церковно-общественный вестник, 4 июля 1917 г. , № 62. С. 4.
И далее.
1917-й год интересен еще в том плане, что на Тамбовском епархиальном съезде, о котором идет речь выше, должен был присутствовать Тамбовский архиепископ Кирилл (Смирнов), священномученик, будущий митрополит Казанский. Ради того, чтобы быть со своей паствой в эти дни, он задержался в Тамбове и не участвовал в начавшихся заседаниях Предсоборного совета, куда был избран своими собратьями-архиереями в мае 1917 года.
Другие примечательные факты, опубликованные на том же tambovdoc.ru, касаются попечительской деятельности святителя Кирилла. В делах Св. Синода имеется много ходатайств тамбовского преосвященного (высоко- тогда как-бы и не употребляли в общих случаях) следующего характера:
— Об увеличении пожизненного пособия бывшему преподавателю Тамбовской духовной семинарии.
— О помощи вдове.
— О назначении вдове учителя Тамбовского училища Любомудровой пожизненного пособия
и далее таких рапортов в Св. Синод три-четыре будет скоро опубликовано дополнительно.
И еще примечательное из определений Св. Синода за 1917-й год. По вопросу о праве лиц женского пола участвовать в выборе и проходить должности церковного старосты. Св. Синод по рапорту преосвященного Кирилла впервые постановил: «Разрешить Тамбовскому епархиальному начальству, при возбуждении ходатайств, допускать в каждом отдельном случае лиц женского пола к участию на указанных Инстр[укциях] Церк[овным] Стар[остам] основаниях в избрании на должности церковного старосты и, в случае состоявшегося в установленном порядке избрания на старостинскую должность, утверждать избранное лицо женского пола в означенной должности; о чем и дать знать Преосвященному Тамбовскому указом».
То есть в Тамбовской епархии в 1917 году впервые в истории Русской Православной Церкви разрешено было женщинам избираться и быть избранными на должность церковных старост. В XX веке это уже станет нормой и будет удивительно, что может быть иначе.
И, напоследок, возвращаясь к началу этой записи. Приведу здесь свидетельство свмч. Феодора (Поздеевского) о Тамбовском епархиальном съезде уже в 1906 году:
«В фонде семьи Мансуровых содержится материал, наглядно демонстрирующий, что собой представляли те пастырские собрания, на которых, по мнению демократически настроенных церковных деятелей, только и должны были решаться все церковные вопросы. В письме П.Б. Мансурову архимандрит Феодор (Поздеевский), в то время ректор Тамбовской духовной семинарии, рассказывает об одном таком собрании, имевшем место 26 января 1906 года: «… не могу отрешиться от особенно тяжелого впечатления после т[ак] наз[ываемого] пастырского собрания. Собрался из епархии целый сонм духовных отцов; целый, можно сказать, собор поместной Тамбовской церкви. Вот отрадное и давно желанное явление!! Кажется, тут бы д[олжна] чувствоваться как бы воочию благодать Св. Духа, собравшего их; и что же? Почти хулиганские речи т[ак] н[азываемых] передовых отцов, упадок вкуса к духовному, поиски прав себе и ограничений других и т.п. — вот что приходилось слышать; да это-бы ничего, если слышать, а переживать со скорбью и болью. Боже, как грустно и стыдно за них, за себя. Ведь о пастырском-то делании, о молитве, о богослужении, о проповеди, о религиозно-просветительской деятельности — ни слова. И это, кажется, не только у нас, а в других епархиях еще хуже. Как же теперь будет с Российским Собором церковным? Способны-ли мы и не опозорим ли мы это святое и великое дело — Собор Церковный?»
Ореханов, Г., иер. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002. С. 133-134.
Эта выдержка также опубликована на тамбовдок.ру.
Сегодня, конечно, совсем по другому проходят заседания Тамбовского епархиального собрания. Да и отцы-священники немного иначе настроены. Однако, об этом уже будут будущие историки писать. Возможно, по тем же воспоминаниям и мемуарам (а может и по записям в ЖЖ). По нашим свидетельствам, в конце-концов. А пока изучаем историю мы.
Сегодня только рассказывала на лекции о славянских вече, о принципе решения на них вопросов и призвании князей-наемников с дружинами. Ваш материал для меня вполне логично завершил сегодняшний день. Интересно. Спасибо.
Рад, что в тему.