За триста лет до крещения руси…

Газета Тамбовская жизнь пишет:

Археологические раскопки последних лет выявили поразительный факт. В числе народов, населявших территорию Тамбовщины в глубокой древности, найдены захоронения славян. Пришли они сюда примерно в то же время, что и на Север Руси. Уже одно это способно перевернуть наши представления о прошлом региона, ведь по расхожим представлениям до прихода русских здесь было Дикое поле, частично заселенное исключительно мордвой и татарами.

Однако находки археологов в 2009 и 2010 годах принесли еще одну сенсацию. В славянских захоронениях VI—VII веков найдены «византийские» христианские кресты. Значит, какая то часть этих людей исповедовала христианство. А ведь до крещения Руси оставалось несколько сотен лет!

Об этом открытии, а также других малоизвестных страницах древней истории Тамбовщины нашей газете рассказал археолог доцент кафедры российской истории ТГУ имени Г. Р. Державина С. Андреев.

 

— Сразу внесу небольшую поправку, — заметил Сергей Иванович. — Информация о древних славянах на территории Тамбовщины уже проходила, но осталась незамеченной. Еще в конце 90-х годов балашовский археолог Анатолий Анатольевич Хреков в окрестностях села Шапкина Мучкапского района нашел пойменные поселения постзарубинецкой культуры. Об этом писалось в научных изданих. Я тоже не так давно опубликовал в Курске статью о славянах, пришедших на Тамбовщину в V—VI веках.

— То есть раньше, чем на Русский Север?

— Нет, примерно в то же время. Это явления одного порядка. Вторжение гуннов в Европу вызвало великое переселение народов, в том числе и отток славянского населения на восток, на территорию нынешней России. Словене ушли на север, основали там Новгород… К нам пришли племена группы антов — предки сербов, хорватов… И в том числе полян, основавших Киев. Они, как сейчас выясняется, дошли до средней Волги.

К нам анты пришли с запада. В Курске публиковались статьи по пеньковской культуре IV—VI веков, которая доходила до нынешнего Мичуринска.

— Это время антского государства (большого славянского княжества, существовавшего на юге Восточной Европы задолго до возникновения Киевской Руси. — Прим. авт.). Значит, оно простиралось почти до границ нашей области?

— Я бы поостерегся определять антское княжество как государство. Трудно сказать, было ли оно самостоятельной державой или составной частью готского королевства Германариха, которое простиралось до берегов Дона. Политические отношения антов и готов пока не совсем ясны.

— Какая же судьба постигла антов, дошедших до Тамбовщины?

— По всей видимости, некоторые племена смешались с другими народами, например, волжскими булгарами и волжскими финнами…

— Волжскими финнами… То есть мордвой?

— Да, в том числе и ею. Первые волны древних славян, которые достигли Тамбовщины, «погасли» в мордовской среде. В здешней мордве чувствуется славянское начало. Не случайно она так легко позже была ассимилирована русскими… Но все же большая часть антов не растворилась среди местного населения. Они вновь ушли на запад и образовали волынцевскую культуру — предками киевских полян, древлян и других славянских народов, известных нам по русским летописям.

— Получается, что предки жителей Киева или, точнее, какая-то их часть побывала в наших краях?

— Есть немало славянских сказок, в которых отражено такое перемещение.

— Почему же в большинстве краеведческих книг подчеркивается, что до прихода русских никаких славян на Тамбовщине не было?

— Не так давно вышел школьный атлас, где отражено присутствие древних славян на Тамбовщине. Однако в целом очень сильна инерция мышления. Приведу яркий пример. Мы раскопали Никольское городище в Знаменском районе, доказали, что часть нашей области входило в Рязанское княжество. Туда даже наш губернатор приезжал, но потом находка как-то забылась, и во многих книгах по-прежнему пишется, что русские пришли на Тамбовщину в XVII веке, хотя на самом деле это случилось на несколько веков раньше.

— Но русские — это уже не древние славяне…

— Конечно. Кстати, меня удивляет путаница в краеведческих книжках. В некоторых из них говорится, будто славяне и русичи — одно и то же, хотя в действительности эти два понятия четко разделяются. Русь создавали не только славяне, но и скандинавы, а также племена балтов, финнов…

— Но ведь и антов трудно назвать стопроцентными славянами. Вспомним имена их князей. Например, Ардагаст. Мне оно всегда казалось стоящим в том же ряду, что и Ардашир или Артабан…

— Анты и их предки жили в лесостепи. Ни для кого не секрет, что они в течение долгих столетий контактировали с ираноязычными степными кочевниками, а порой и смешивались с ними. В антской культуре, языке и религии заметны скифско-сарматские элементы. Даже боги иранские у них присутствовали. Но, с другой стороны, ощутимо влияние готов (германцев), хотя оно и было относительно кратковременным. Нельзя забывать и Византию, с которой торговала и воевала южная часть славянского мира. Раскапывая антские поселения около села Давыдова Моршанского района, мы нашли раннехристианскую символику. Две подвески с крестами… Одна из них найдена в 2008 году, а другая — в минувшем. Находки говорят о том, что некоторые из древних славян, пришедших на Тамбовщину, были христианами.

— Сколько лет оставалось до крещения Руси?

— Как минимум триста.

— Фантастика! Мне приходилось слышать, что возле села Давыдова был найден и форпост Хазарского каганата. Это соответствует действительности?

— Это пока гипотеза. Мы там нашли остатки очень мощного укрепления с дощатой улицей. Культурный слой под этой плотнозаселенной цитаделью достигал трех метров! Мордва такие крепости не строила. К Руси она тоже не имеет отношения. Поэтому мы и предполагаем, что ее воздвигли хазары.

— Получается, что в Давыдове жило очень много разных народов. Почему они облюбовали именно это место?

— Трудно сказать, но люди селились на этом пятачке со времен позднего энеолита. Вначале там жили, по всей видимости, предки финно-угорских народов, но в эпоху бронзы их вытеснили племена абашевской культуры — арии индийской ветви, создатели Вед. Воронежские ученые пытались определить путь движения племен абашевцев с территории нашей страны в Индию. Некоторые фрагменты никак не воссоздавались. Помогли индийские коллеги, которые вооружились Ведами…

— Об абашевцах мне говорил и профессор Геннадий Борисович Зданович, когда я был на Южном Урале. Он их считает предками строителей Аркаима. Вы разделяете эту точку зрения?

— У нас есть расхождения с уральскими коллегами. Мы считаем, что арии ушли в Индию не прямиком через степи Южного Зауралья. Они по какой-то причине вернулись оттуда в европейскую часть России и лишь затем отправились на юг. Археологи называют этот этап покровской культурой. (Эта тема была подробно исследована в книгах австрийского археолога П. Кречмера «Индийцы на Кубани» и советского языковеда О. Трубачева «Indoarica в Северном Причерноморье». — Прим. авт.)

— Контактировать с антами или их предками абашевцы никак не могли?

— Не могли. Абашевцев и антов разделяют более двух тысяч лет. Со славянами и их предками контактировала уже иранская ветвь, которая несколькими волнами приходила сюда из Зауралья и оставалась в южнорусских степях вплоть до раннего средневековья.

— Какие еще народы жили в Давыдове?

— Там помимо абашевцев найдены и другие культуры бронзового века, которые точно не удалось определить. В эпоху раннего железа развивалась городецкая культура — предки мордвы. Затем вновь появляются индоевропейцы, на этот раз сарматы. Они там поселились и оставались какое-то время. Потом уже пришли анты, и лишь после них устанавливается многовековое господство мордвы. К слову, она какое-то время была данницей хазар…

— Поговорим о Давыдове с точки зрения не археологии, а перспектив развития туризма. Разве это место не могло бы стать такой же «туристической Меккой», как, скажем, Аркаим на Южном Урале?

— Пожалуй, могло бы, хотя масштабы немного не те. Правда, в Давыдове издалека виден мощный вал. Место очень красивое, от него исходит магнетизм… Но мне и как человеку, и как археологу все равно непонятно, чем же оно так привлекало людей в течение пяти тысяч лет. В нынешнем году совместно с МГУ и его естественнонаучными лабораториями мы попытаемся взять анализ различных слоев в Давыдове. Нам нужно сделать разрез укреплений, уточнить датировки, определить климат, который там был в древности. Может быть, тогда мы приблизимся к разгадке давыдовских поселений. Разумеется, раскопки будут вестись не только там. Институт археологии готовит в этом году экспедицию в Мичуринский район, чтобы исследовать там другие антские памятники.

Андрей ХВОРОСТОВ.

Похожие записи:
Тамбовская старина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *