Что там говорилось про историю, которая первый раз случается в виде трагедии, а потом в виде фарса? Читаем.
Этой весной, на майские праздники, мы ездили отдыхать в Новотомниковский завод. Катались на лошадях в тренотделении у наездника Сергея Мума. Шкодник, Кадет, Акрополь, Конфуз — их было не сдержать в цветущей майской степи! Гостиница при конезаводе скромная, но чистая, места же столь красивы, да еще запах просыпающейся степи! Отдохнули мы отлично. Принимала нас гостеприимная Ольга Ильинична Староверова, начкон завода. Ничто не предвещало беды: только матки после зимы были не в форме, но это казалось поправимым.
В середине октября мы снова поехали в завод — отдохнуть, покататься, поесть антоновских яблок и тамбовской картошки. Расположились в гостинице, наутро пришли на конюшню тренотделения — и не узнали лошадей! В порядке только Акрополь и две другие частные лошади. Остальные — 2 месяца получают только солому и 2 килограмма в день плохого овса. Матки на выпасах еще держатся, но отъем плоховат. Мы накормили их яблоками, сахаром, купили овса — конечно, им это — как говорится, на один зуб, но все же.
Начкон уволилась, люди в унынии. Если не исправится положение и лошади уйдут голодными под зиму, к весне будут либо подвязки, либо падеж. Овса не посеяно совсем, сено в этом году очень дорого, берегут на продажу. Работники завода по 5 лет не получают зарплату. Деньги, полученные из Москвы, ушли на солярку и до лошадей не дошли.
Если ничего не сделать, лошади могут пасть или пойти на мясо, завод закроется, конюшни погибнут, и восстанавливать будет нечего.
Сейчас у всех тяжелые времена, но если Министерство сельского хозяйства и администрация Тамбовской области вспомнят о том, что памятниками истории и национальным достоянием являются не только особняки графа, но и с любовью собранное и созданное поголовье лошадей, тип породы, благородная кровь — еще не поздно все спасти. В Новотомникове нужен крепкий хозяин, любящий лошадей.
И любимое место отдыха графа Воронцова-Дашкова может стать любимым местом отдыха сегодняшних лошадников, наших и зарубежных. Все возможности для этого в Новотомникове есть.
Мы постараемся сообщить о дальнейшей судьбе Синапа, Шкодника, Конфуза, Кадета, Акрополя и новотомниковских табунов. Может быть, вы еще отдохнете на краю Тамбовского леса и попробуете под седлом прекрасных графских орловцев.
Вопрос на засыпку, это какой год описывается? Ответ: ни много, ни мало — 2000-й… Не верите? См. первоисточник (журнал «Конный мир», № 1 за 2001 год). Как же пережили лошади ту зиму 2000/2001-го года? Ведь не было тогда ни сюжетов по ТВ, ни спасателей со всех концов России. Кто-нибудь знает ответ на этот простой вопрос?
А вот эта запись датирована годом спустя, декабрь 2001 г. И судя по ней, зима — это еще не самое страшное. Слабонервным не читать. Видимо действительно, лакомый кусочек эти элитные породы, раз люди на такое идут.