Братья Асеевы — купцы-промышленники Тамбовской губернии конца XIX — нач. XX вв. Фабрика «Торгового дома бр. Михаила и Василия Асеевых» была крупным, хорошо оснащенным предприятием по выделке сукна. На товарном знаке торгового дома изображена крупнейшая суконная фабрика Асеевых в Рассказове — «Арженка». Вверху на идише написано «Шубана братьев Асеевых в Разшеказва Тамбошкано».
Насколько мне известно, Асеевы к евреям не имели никакого отношения. Однако надпись на идише на товарном знаке присутствует неспроста. Одной из версий такого факта может быть наличие в губернии большого количества торговцев-евреев. Вообще, «еврейский вопрос» в тамбовской историографии мало изучен. Отдельный труд Я.И. Фарбера касается, в основном, медицинских работников. Но стоит только посмотреть, к примеру, на список торговых заведений Кирсанова в 1915 году, чтобы понять насколько сильны были позиции еврейского населения в небольшом уездном городе губернии (хлеботорговцы с большими годовыми оборотами).
Да и последующие революционные годы с засильем социал-революционеров с еврейскими фамилиями говорит об очень многом. Что ни говори, «шила в мешке не утаишь», но очень уж тема скользкая и политизированная, чтобы кто-то ее взялся беспристрастно изучать и освещать. А жаль. Было бы интересно.
Асеев широко использовал евреев на своих фабриках, о чем свидетельствует его просьба к Тамбовскому губернатору Муратову разрешить пребывание в губернии двоим евреям, «людям во всех отношениях превосходным, полезным и крайне для него нужным по фабричному делу», не имеющих оснований жить вне черты еврейской оседлости.
Может, и успех дел его во многом зависел от помощи этих способнейших в деле торговли людей.
Есть мнение, что там не обошлось без секты жидовствующих, которая была довольно сильна в Рассказове. Насколько причастными к этой секте были Асеевы еще предстоит узнать.
Очень похоже на рекламный плакат фабрики. А он может быть на любом языке.
А что у этого знака на обратной стороне?
На тамбовщине была большая секта субботников (русских принявших иудаизм), которые приняли еврейские имена, хотя сами русские были. Вот вам и распространение еврейских имен и фамилий.
Часть из них жила около фабрики и там работала. У стариков до сих пор еврейские имена и отчества сохранились
Так как знак представлен на выставочном стенде, то обратную сторону его я не видел. Так что ничего конкретного по этому поводу сказать не могу.
Насчет распространения еврейских имен и фамилий. В тексте я привожу в качестве примера список торговых заведений города Кирсанова. Под еврейскими фамилиями там перечислены именно евреи, а не русские. На этот счет есть как воспоминания современников, так и архивные документы. Конечно, не исключаю, что секта субботников в Рассказове практиковала приведенную Вами практику. Но насколько сильны были позиции субботников по всей Тамбовской области? Есть ли какие-то исследования, ссылки на этот счет? И какова логика в их поступках, если те же евреи старались брать русские имена для более успешного бытования в Российской империи? Скорее всего, если таковая практика и проводилась у субботников, то имена могли быть двойными: в паспортах — русские, а в быту — еврейские. Но опять же, хочется иметь какие-то документальные подтверждения. Вопрос-то не исследован.
Я не имел ввиду, что евреев не было. Cубботников я привел для примера, что и русские еврейские имена носили. Субботники противопоставляли себя официальной церкви и не боялись брать еврейски имена. Они же по национальности русскими числились. В Рассказово часть Центрального кладбища принадлежала субботникам и молоканам. Там любые имена можно повстречать. У их потомков до сих пор отчества еврейские остались, а у кое-кого и фамилии (и в паспортах тоже). Я таких сам лично встречал, паспорта видел и спрашивал откуда подобные имена взялись. Правда самым молодым из них уже 60 лет. Секта субботников сильных позиций (в отличие от молоканской) в Тамбовской губернии не имела. Субботников вообще никто не изучал.
Спасибо. Очень интересное и важное дополнение. Не знал.