Думаю, нельзя в «Заметках сетевого краеведа» умолчать о таком значимом событии, как арест главы администрации города Тамбова М.Ю. Косенкова 16 апреля 2008 года. В первые дни этого неординарного события все новостные ленты пестрели различными мыслимыми и немыслимыми заголовками, а местный тамбовский форум ломился от посетителей. Непростой и сметливый сетевой народ выстраивал различные гипотезы, строил догадки и бурно высказывал собственное мнение по факту.
Я, в свою очередь, решил вспомнить нашего местного элитолога, моего бывшего преподавателя и просто хорошего человека Дмитрия Григорьевича Сельцера. И подумалось тут мне, что то, о чем так долго говорили и чего так долго ждали… свершилось. Нет, не революция и даже не 37-й год. Началась смена элит. Пора бы уж, согласитесь.
Перво-наперво, вспомним 90-е, когда региональный руководитель вынужден был опираться на концентрированную волю лидеров субрегионов, подстраивая их под себя, но одновременно и подстраиваясь под них. Свобода рук региональных руководителей в серьезной степени была связана с Центром. Для региональных «баронов» субрегиональные руководители являлись своего рода опорой, фундаментом, основанием их благополучия. В его прочности региональное руководство было заинтересовано безусловно. Непрочность связи «регион-субрегионы», состояние перманентного конфликта на этом уровне в лучшем случае подрывали здание регионального благополучия, а в худшем грозили его обрушением (Д.Г. Сельцера «Взлет и падение номенклатуры», Тамбов, 2006). Яркий пример субрегионального непробиваемого лидера — кирсановский глава Ю.А. Батуров. Пример этот был перед моими глазами не один год и он еще ждет своего местного летописца.
Итак, на фоне значимых субрегиональных лидеров «клан Рябова проиграл мощно набиравшему силу клану О.И. Бетина, избранному в 1999 и 2003 гг. губернатором. Финал – селекция, консолидация и оформление сильнейшего регионального клана. В городах и районах к власти пришли местные кланы — неформальные хозяева субрегионов. (Там же, с. 311).
В то же самое время «начало президентства Путина было ознаменовано стартом в 2000 г. «вертикализующей» административной реформы – мощными ударами Центра по регионализму. Регионам был подан ясный сигнал: на часах российских регионов – время московское (формула О.В. Гаман-Голутвиной). Вместе с тем, выстраивание властной вертикали ослабило позиции губернаторов как акторов федеральной политики, но одновременно укрепило их как региональных боссов. Губернаторам была оказана помощь под гарантии обеспечения нужных Центру результатов на федеральных выборах» (Там же, С. 327). В то же время, как вы помните, вводится институт полпредств президента в федеральных округах. Губернаторы должны быть под присмотром. «Путин пресек попытки губернаторов занять доминирующие позиции в российской политике, но дал немалую свободу региональным кланам».
Время шло, кланы уже, согласитесь, «достали»… Пора, видимо, ставить «воевод» непосредственно из центра и сменять клановость другим политическим институтом, до которого руки не доходили. Здесь как раз уместно будет вспомнить о «Единой России». Партия, созданная в первые же годы правления Путина. Партия, на гребне которой О.И. Бетин возглавил Тамбовскую область. Партия, рекрутирующая своих членов из госструктур и стремительно терявшая кредит доверия населения. Партия, возглавляемая теперь «самим» Путиным (за годы своего правления он, практически, решил все поставленные перед собой цели кроме создания нормальной партии). И вот, на последнем съезде «Единой России» из уст В.В. Путина мы слышим: «Партия, как уже не раз говорил, должна реформироваться. Собственно говоря, сейчас это и происходит на наших глазах (выделено мною). <…> Должна быть разбюрократизирована полностью, очищена от случайных людей, преследующих исключительно личные цели и личные выгоды»…
Казалось бы, в это трудно поверить, но что может быть проще? Старая гвардия 90-х и начала 2000-х неспособна уже решать те задачи, которые стоят перед центральной властью. Или, скорее сказать, она избыточна в своих решениях и действиях. Она скомпрометировала себя уходящим временем и обременена немалым коррупционным или прочим другим бременем. Пришла пора смены элит. Подыскиваются кандидатуры. На пост главы области прочат М.Ю. Косенкова. Он едет в Москву на съезд партии, будто бы встречается с Путиным и Медведевым как первый кандидат и… на следующий день арестовывается. Нет, товарищи, как бы говорят нам два верховных российских лидера, шутки шутить время кончилось. Кого ж вы нам подсовываете? Слушайте внимательно о чем мы говорим, в конце то концов.
Ну, а личные и деловые качества Максима Юрьевича здесь уже не причем. В памяти тамбовчан он останется весьма неплохим градоначальником. Просто его время кончилось.
Upd. Добавление по теме от 30.04.2008
Во вторник (29.04.2008 — прим. Р.П.) Владимир Путин подписал указ – один из последних в должности президента – о новой организации контроля работы местных органов власти. Исполнение своего указа Путин поручил самому себе – как будущему главе правительства. Новый порядок контроля местного властеустройства имеет две задачи: сделать муниципальную власть более открытой для общества и встроить этот уровень в «вертикальную» систему. Подробнее…
Upd. Добавление по теме от 02.09.2008
Ю.А. Батуров подал в отставку, но ни одно областное новостное агенство об этом до сих пор ничего не говорит.
Речь губернатора по поводу ареста Косенкова, спустя неделю после событий.
Иллюстрация к сюжету от агенства Регнум
Также можно посмотреть сюжет «Расследования деятельности глав регионов».
Одна мысль про “Смена элит”