Воссоединение Малороссии

8-ого января 1904 года исполнилось 250-летие одного из замечательнейших событий русской истории – воссоединения Малой Руси с Русью Московскою.

Татарское нашествие, разбившее Русь в дребезги, бросило различные ее части, дотоле развивавшиеся в одной национальной и политической системе, — к различным центрам притяжения. Русские области, некогда бывшие центром Руси, вместе с «матерью русских городов» Киевом, — попали в область непосредственного польского влияния. Страшно разоренный во время татарского нашествия, обезлюдевший и обессиленный, этот край и в дальнейшем течении своей многострадальной истории представлял любимую область набегов крымских и буджакских татар. Присоединение к Польше давило его всей тяжестью польской культуры и польской эксплуатации.

Под влиянием всех этих условий, в Малороссии постепенно росли и крепли местные особенности, как бы отрезывавшие ее от остальных частей России.

И, однако, такова была внутренняя жизненная сила народа Киевской Руси, что и среди столь тяжких условий он не погиб. Крепкое единение вокруг церкви православной и доблестное казачество составили два основных пункта национального спасения Малой Руси. Борясь с поляками, она умела выработать в Киеве центр своей науки и культуры, а в Запорожье – свою боевую охрану.

В то время как Малороссия по мере сил защищала себя от врагов, разъединенная с нею Русь Суздальская – делала то же самое у себя и мало по малу вырастила грозную силу Москвы, достигшей независимости и взявшей на себя задачу «собирания Земли Русской».

По мере того как Россия укреплялась в Москве, возрастали и усилия Польши истребить все русское на Украине. Польша начала усиленно стремиться к окатоличению Малой Руси, распространению в ней польского языка и шляхетского строя, глубоко противного природе русского человека. Положение Малороссии, таким образом, становилось все тяжелее, но существование независимой и могучей России в Москве ободряло киевских патриотов. Так начались их восстания против Польши, закончившиеся великим делом приснопамятного Богдана Хмельницкого – воссоединением с Россией.

Присоединение Малороссии сразу влило в общерусское развитие новую струю. И в Киеве, и в Москве было тогда множество лиц, которые косились друг на друга, одни ругали «хохлов», другие – «кацапов» и «москалей». Но развитие России пошло не по линии этих узких «патриотов своего прихода», а по линии общерусской. Россия стала не исключительно «московскою», а русскою Киев принес нам новые русские влияния. Он же передал Москве сильную и свежую струю образованности. Малорусские деятели явились у нас видными опорами Петровской реформы. В дальнейшем развитии русской науки и культуры малорусский элемент занял выдающуюся роль. Новая Россия, впервые после монгольского разгрома начавшая свое развитие во всей полноте своих национальных сил, явилась созданием столько же великорусского племени, как и малорусского. В самом литературном языке нашем множество малорусских влияний.

Немыслимо даже сравнить старую разъединенную Россию с новой, объединенной, по разнообразию и силе творчества.

Россия, как мировая культурная сила, стала возможной лишь с того времени, когда Малая Русь подала руку Руси Великой и обе половины русского народа сошлись снова после четырех столетий насильственной разлуки.

Этот пример внутреннего единства, не уничтоженного столетиями разрыва, дает и на будущее время твердое ручательство в том, что никакие вражеские силы не должны обольщать себя даже мыслью о том, что могло бы порваться внутреннее единство великого русского народа.

Перепечатано в газете «Церковные ведомости» (№3 за 1904 г.) из «Московских Ведомостей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *