Простые речи за мир
Митрополит Вениамин (Федченков). Журнал Московской Патриархии № 04 апрель 1952 г.
Кажется, еще есть время и для «словесной борьбы против войны», – сказал мне на днях один советский человек.
Я хочу обратить свои мысли на тех, которые сейчас открыто готовятся к страшной войне, – особенно против нашего Отечества.
Во имя чего они хотят воевать? Вот вопрос, который меня сейчас занимает; и занимает, как христианина, с христианской точки зрения.
В этом своем размышлении я не буду касаться ни экономической борьбы государств из-за рынков сбыта, ни вообще классовой борьбы, как таковых: все это известно. Не буду говорить и о различии систем государственного строя и проч. В этих вопросах я не специалист. Я размышлял и размышляю именно с христианской точки зрения, где считаю себя осведомленным.
Остановимся на западно-европейской и американской культуре. Действительно ли она такая уж «христианская», как об этом неоднократно высказывались в американской прессе.
Буду говорить как простой христианин, простой человек.
Да истинно ли христианская культура и цивилизация там?
Неужели и в самом деле англо-американцы в течение всей своей истории только и думали о том, чтобы распространить христианство, и притом – в лучшем его виде? Неужели и сейчас они заботятся прежде всего о христианстве? Не верю этому. На заседаниях Организации Объединенных Наций мы не слышим о христианской культуре буквально ни одного слова! Говорят обо всем, но не о защите христианства. Почему? Отчасти – и потому, что в этой организации заседают и не христиане. Но этого мало: если бы Черчилль, Эттли, Иден заговорили в ООН на эту тему, им самим было бы «неловко».
И есть основания к этой «неловкости».
Вот об этом мне и приходили в последние дни горькие размышления. Приходили не отвлеченные размышления, а вспоминались факты и факты. Простые факты. Их множество, – почти вся история. А я возьму только несколько, по преимуществу из нового времени.
Но не забуду и старого, поскольку оно отражается и продолжается еще.
Возьмем вопрос о колониях. Разве англичане и другие нации, захватывая чужие земли, руководились христианскими мотивами? Не нужно долго ломать голову, чтобы догадаться, что ими руководили практические соображения: увеличить земли и доходы от них. Когда я посещал Англию в 20-х годах XX века, то меня при объезде ее удивляло поразительно малое количество засеянных хлебными злаками полей. Да и зачем они? Канада доставляет Англии хлеб. Не много я видел и скотоводческих хозяйств. И зачем они? Австралия дает шерсть. Да мало ли чего еще нужно Англии? Для этого есть огромный флот, способный перевозить что угодно и сколько угодно. Англия была «владычица морей». Нужно было защищать пути сообщения между метрополией и колониями? Для этого есть военно-морской флот, гроза для непокорных и слабых!
Может быть, это было когда-то давно? Нет! Война в колониях; захват Египта и других стран поддерживается теми же дредноутами, как прежде – пушками. Чем они хотят оправдать свое «право» на колонии? Оружием! Как в свое время разные европейцы уничтожали индейцев и других «дикарей» огнестрельным оружием против самодельных стрел, так и теперь все те же методы борьбы: сила новых орудий давит слабые нации. Прежде говорили нам в школах, что в средневековые «темные» времена были жестокие люди. А чем же современные способы борьбы против малых и слабых наций отличаются от средних веков? Только большим количеством и силою новых вооружений. Все это известно. А если известно, то так и нужно смотреть на жизнь: правит сила, а не христианская забота о вере, не любовь к «меньшим братьям Христовым».
И я это видел своими глазами, когда объезжал Англию. На одном из собраний я позволил сказать, что Англия (в то время, в первой четверти XX века) может быть названа «Империум Романум». И кажется, англичанам это понравилось. Но еще вопрос: похвально ли это?
В частной же беседе, после этого, я сказал спутникам: «Англичане действительно захватили мир и правят им. Но правят как крепостники». И очень далеко от христианства! Достаточно вспомнить об одной нищей Индии. О братской любви к колониальным народам лучше уж не вспоминать! Правили мечом, силой и кнутом… И сейчас действуют тем же.
Теперь вспоминаю об американцах. Они господствуют через капитал. И кто же теперь по всему миру не видит, что они везде стараются командовать с помощью долларов. Это не лучше, чем кнутом: только форма — помягче сначала и скрыта.
А если мы посмотрим на них с точки зрения собственно христианской, нравственной, то ужаснемся той зверской холодности и жестокости, с которой они ведут войну свою в Корее. Сошлюсь на свидетельство английского корреспондента, на днях напечатанное в газетах: «Вряд ли американцам приходило в голову, что корейцы – мужчины, женщины и дети (суть) живые люди, у которых есть свой очаг, своя любовь и ненависть, свои надежды и зачастую очень большая смелость. Американцы не считают их за людей».
«Не считают за людей». Вот это самое страшное! Они «не считают корейцев за людей».
Известный певец, негр Робсон, говорил мне, что только в Советском Союзе он чувствовал себя человеком, но не в Америке и нигде, в других капиталистических странах.
И теперь американцы с холодной расчетливостью и систематичностью производят ужасающие налеты на несчастную Корею, на этот мирный народ. С такою же жестокостью американские империалисты говорят о том, что в любой, нужный им момент они спокойно начнут разбрасывать заготовленные бомбы – атомные, водородные и ядовитые – с бактериями. Зная несколько тип людей, стоящих в Америке у власти, а в частности и военных, я не удивляюсь, что они могут быть зверски жестокими и сражаются не только авиацией, бомбами, машинами, но и бактериями и проч.
Но вернемся снова к вопросу о «христианской цивилизации».
На первый взгляд религия там в почете: множество храмов, всяких религиозных общин, сотни протестантских сект; иногда на одной улице – по нескольку молитвенных домов и церквей. Но религиозный дух – поверхностный, а иногда, наоборот, истерически болезненный, до обмороков включительно. Религия здесь – поддержка более земных порядков, чем стремление к Царству Небесному. Поэтому вы в проповедях услышите и о фашизме Муссолини – тогда он был в моде, – и против коммунизма, и о кандидатах в парламент и проч. А в католических районах узнаете и о поддержке крайних политических групп украинского шовинизма: там уния широко поддерживается, особенно в Канаде; поддерживаются и политические польские буржуазные партии. И все это используется в целях политической борьбы, в интересах буржуазно-общественного строя.
И отсюда понятно, что американцы из господствующего класса не думают даже о христианской миссии. Там господствует интерес доллара. И конечно, никто из американцев не думает о христианизации корейцев, китайцев. А если и проводится миссия в этих странах, то она потом используется в целях экономических.
И можно сказать, если уж европейские миссии нередко превращались в средство политического подчинения народов, то про американские порядки и говорить не стоит.
Американские поджигатели войны, готовые вырезать всех корейцев и вьетнамцев, не пожалели бы и миллионов китайцев, если бы это представилось им возможным.
Но какое же это «христианство»? Это гибель настоящего христианства! И конечно, язычники не захотят такой проповеди о Христе! Тогда их язычество покажется им гуманнее и религиознее. Вспоминаются слова апостола Павла: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь?.. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Римл. 2, 21-24).
Какие замечательные слова! Будто бы про наше время написаны! Не пора ли и вам, «защитники культуры и цивилизации», взглянуть на себя прямо: не относятся ли и к вам слова Священного Писания: «Ради вас имя Божие хулится у язычников»?! Пора… Иначе и вам грозит гнев Божий.
Митрополит Вениамин
Журнал Московской Патриархии № 04 апрель 1952 г.