Неприкрытые откровения

В январе 2012 года в Москве купил в магазинчике издательства РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия) книжку, выпущенную Московским Центром Карнеги — «Православная Церковь при новом патриархе». Полный текст книги доступен на сайте Московского Центра Карнеги. Книжка как-будто аналитическая. По-сути, сборник материалов. В самой первой статье у одного из редакторов этого сборника Сергея Филатова читаем:

«РПЦ фактически является единственной крупной и влиятельной христианской церковью в мире, чуждой принципам демократии и прав человека». С. 17.

Дальше тоже много прелюбопытного. Кто интересуется последними событиями в сфере политики и жизни общества можно почитать на досуге для анализа. Это будет намного полезней, нежели смотреть «монтажи» Аркадия Мамонтова по ТВ.

История одной находки или портрет монахини Палладии

Когда в 1996 году мы начинали собирать в Кирсанове сведения о религиозной жизни нашего края, монахиней Маврикией (в миру Солопова Матрёна Ивановна (21.05.1916-26.02.2005); называли ее по-простому «Матрюшей») нам были переданы несколько старых фотографий. Среди них особое внимание привлекала фотография выразительного портрета строгой монахини в остроконечном клобуке с четками в руках. По словам монахини Маврикии, этот портрет хранился в Кирсановском Тихвино-Богородицком женском монастыре, а изображена на нем была первоначальница этого монастыря – Палладия. Могилка ее сохранилась на старом городском кладбище, и именно в ней нашла также свое упокоение последняя игуменья монастыря – Евгения. Таково было предание.

Однако нас смущал тот факт, что ни в одном документе, который бы относился к первоначальной истории Кирсановского женского монастыря, имя первоначальницы Палладии не упоминалось и о ней нам ничего не было известно. Вид ее одеяния совпадал с внешним видом одеяния монахинь Тихвино-Богородицкого монастыря. Портрет мог действительно храниться в монастыре, но кто на нем был изображен, для нас оставалось загадкой.

Читать далее История одной находки или портрет монахини Палладии

О тамбовском дьячке Сидоре Борисове

Кирсанов православный. О тамбовском дьячке Сидоре БорисовеВ правление епископа Пахомия (Симанского) свободолюбивые священнослужители отправлялись жаловаться на него в столицу, где «матушка императрица» могла демократично решить любое дело просителя и даже перевести в другое место епископа. Однако в конце XVIII века, при Павле I, наступило другое время, и поход кирсановского дьячка Сидора Борисова в столицу положил конец подобной традиции.

В деле от 9 июля 1791 года «об отлучившимся в Святейший Синод своевольно без письменнаго вида дьячке кирсановском Сидоре Борисове» говорится: «…Святейший Синод досадует, затрудняясь таковыми без письменных видов нагло являющимися жалобщиками, да и по духовному регламенту велено всем претензии имеющим апелляциею в Святейший Синод просить архиереев об отпуске, и сим отнюдь их не удерживать и письменными видами их снабдевать без всякаго злобнаго умысла, того ради к пресечению причинения досады Святейшему Синоду от таковых без резонных и наглых просителей разослать немедленно во все правления указы… и велеть, дабы отселе никто таким образом в Святейший Синод являться не дерзал, а естли в неудовольствии на архиереев или консисторию остается, и желает апелляцию взять Святейший Синод, то немедленно являлся к нам, или консисторию и просил бы отпуску с письменным видом в Санктпетербург, и ни малейшей ему за то не будет причинено как обиды, так и удержки, и тот час с письменным видом отправлен будет… велеть им [благочинным] каждому, собрав всех священноцерковнослужителей своего ведома во едино место, объявить пред всеми прочтением указа и обязать каждаго подписками».

Источник: Левин О.Ю., Просветов Р.Ю. Кирсанов православный. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Тамбов, 2012. С. 29.