Тамбовский волк — товарищ или враг?

Наткнулся на интервью с Владимиром Кумариным. Сперва думаю, знакомая фамилия, на слуху была. Не ошибся. К сожалению, не помню, чтобы кто-нибудь занимался этим, несомненно, краеведческим аспектом. Возможно, будет время, надо пособирать инфу хотя бы в сети. А пока отрывочек и ссылка:

– Самый прогнозируемый вопрос: так что такое тамбовское ОПС?

– Вопрос не столько прогнозируемый, сколько заштампованный. Не знаю. Земляков своих знаю. Дружу с ними. Помогаю им. Путешествую с ними. И вот что: как только увидите человека, который угрожает «тамбовскими» или себя причисляет ко мне, немедленно мне, Евгений, звоните. Я на него с удовольствием по-смотрю.
Евгений Вышенков 
Интервью читайте в газете «Ваш Тайный советник» от 18 июня 2007 года.

Круглый стол с тупыми краями

Вчера присутствовал в качестве выступающего на региональном «круглом столе» Тамбов – территория чтения. Организовывали сие действо сотрудники ЦБС им. Н.К. Крупской совместно с преподавателями-специалистами Державинского университета Н.А. Стефановской и Л.Н. Прониной. По-моему, единственной задачей этого круглого стола для них было пропиариться. Хотя пиариться, по большому счету, нечему.

Скучнейшее трехчасовое слушание скучнейших стенаний по поводу и без. Мой доклад задвинули на предпоследнее место, так что к окончанию заседания говорить не хотелось и вовсе. Был краток. Результат нашей работы и так можно лицезреть на Тамбовском библиотечном портале.

Интересный обзор события уже дан тамбовской журналисткой Эльвирой Бухановой. Хотелось бы добавить несколько мыслей. На «круглом столе» говорили о катастрофическом кризисе чтения, что читать стали меньше и т.п. Но, позвольте заметить, что такое чтение? Простое восприятие букв, написанного или что-то большее? Разве стали меньше читать? Интернет, к примеру, практически весь построен на одном чтении. Тогда давайте говорить не о кризисе чтения, а о кризисе мысли. Если для А.И. Куприна высочайшим наслаждением была мысль («Сказка о затоптанном цветке», 1910), то сейчас существует масса других «высочайших наслаждений». К тому же на эти «наслаждения» накладывается жесткий лимит времени, так как, в отличие от мысли, они далеко не бесплатны. Иначе говоря, удовольствие от мысли сменяется удовольствием от развлечений (кино, игры, mp3…), которые стоят денег. А деньги — это время :) Задача ли библиотекарей и по силам ли им переориентировать эти современные центры человеческого удовольствия? Читают мало серьезных книг? Так и серьезное кино мало кто смотрит. А уж про серьезную-то музыку я вообще молчу. Так что разговор ни о чем…

Приводили постоянно примеры с Запада. Вот, дескать, в США кружки чтения, в Великобиратании дарят детские книжки прямо в роддоме мамашам… Во-первых, в последнем я сильно сомневаюсь. Допустим, есть какая то отдельная практика в отдельном роддоме, но уж никак не в национальном масштабе. Во-вторых, почему не приводят примеры с азиатских стран. Мне, к примеру, очень интересно как обстоит дело с чтением в Азии, а не в Европе.

«Книгу ничего не заменит». Конечно, книга останется книгой, ее ничто не заменит. Также как  нельзя заменить Интернет чем-либо другим. А отличие цифрового чтения от традиционного дело привычки. Да и где эти книги купить, если все книготорговые точки в Тамбове «завязаны» на Москву и краеведческой литературы купить невозможно, хотя издается ее много.

Также говорили с одной стороны об агрессивности Интернета, вреде компьютеров, а, с другой стороны, будущее библиотек видели в компьютеризации и Сети. Ратовали за создание сайтов городских библиотек и городской локальной сети (то, что круглый стол «региональный» заметно не было никак, организаторы вписали это в название «для красного словца»). Сайт же тамбовской областной библиотеки «специалисты» Державинского университета постоянно упрекают в несоответствии международным стандартам. О здравом смысле думают меньше всего. Задача, опять же, одна: пиар, шум и говорильня.